Фотограф без головы...

Я вздрагиваю услышав топот лошадиных копыт. Снова доносится топот, но теперь он звучит иначе. Нет, это не лошадь. Можно различить звон металла и удары карбона о камень. В ясном лунном свете южной ночи я узнаю человека, который приближается ко мне с рюкзаком на плечах.

Силы небесные! У него нет головы! Рюкзак есть, штатив есть, а головы - нет!

Еще с минуту я смотрю на него растерянными глазами, как бы силясь понять: что это за невиданное чудовище?

Сорри, я это я вдруг почему-то Майн Рида вспомнил. Продолжаем наш разговор о том, что нужно положить в рюкзак, чтобы потом было что оттуда доставать. Не слишком сложно? Хорошо, попробую иначе - поговорим о том, что я обычно кладу в свой рюкзак, чтобы потом не иметь бледный вид при встрече с медведем в далекой канадской глубинке. Мы уже обсудили вопрос рюкзака и штатива (что? вы уверены, что штатива для медведя вполне достаточно? ну не знаю...). Поэтому пришло время поговорить о голове или, как некоторые ее называют - штативной головке. Но мы не будем использовать этот сомнительный термин и принижать значение данного предмета с помощью суффиксов русского языка. Голова так голова!

Девочка с шаровой

Для чего нужна голова? Для того чтобы установить камеру на штатив. Многие начинающие фотографы обычно этим требованием ограничиваются и поэтому сильно страдают впоследствии. Потому что голова нужна не только для того, что прикрепить камеру к штативу (или другому устройству для удержания фотоаппарата), но и для того, чтобы делать это легко, с удобством и самое главное - иметь возможность быстро и без усилий менять положение камеры на штативе. Последнее очень важно. Установить камеру на штатив - это не самоцель. Цель установить и скомпоновать кадр. Желательно быстро и не вспотев. Далеко не любая штативная голова обеспечивает удовлетворительное значение этого параметра (я имею ввиду выделение пота на квадратный сантиметр лба фотографа).

arcatech-ballhead

Головы бывают разные. Но если отбросить специальную категорию панорамных голов (о которых мы поговорим позже) и абстрагироваться от деталей конкретной реализации, то вариантов будет всего два: трехплоскостные и шаровые. Трехплоскостная голова имеет три рукоятки, покрутив которые вы можете изменить положение камеры. На первый взгляд, выглядит довольно удобно. Но это только на первый взгляд. На практике, фотограф использующий трехплоскостную голову в несколько раз медленнее компонует кадр, чем фотограф с шаровой головой. Вроде бы и не плохо - есть время подумать о композиции, о сюжете... К сожалению, думать приходится лишь о том, куда какую ручку вертеть и когда это закончится. Одним словом - я ярый противник трехплоскостных голов. Потому что это мучение и ничего более. Неужели у этих голов нет никаких плюсов, спросите вы. Есть, конечно. С помощью трех рычагов можно идеально точно позиционировать камеру на штативе. Как часто на практике нужна эта идеальная точность? На моей практике - никогда. А вы уже сами решайте, понадобится она вам или нет. И не забудьте, что в нагрузку идет медлительность и необоснованная сложность управления. Значит в сухом остатке у нас - шаровая голова. Конструктивно шаровая голова состоит из основания и шара, к которому крепится площадка для камеры. Шар свободно вращается внутри специального зажима и легким движением рукоятки намертво фиксируется в текущем положении. Собственно по тому, как выполняются эти два постулата ("свободно вращается" и "намертво фиксируется") шаровые головы и различаются между собой. Ну и еще по тому, какой метод используется для крепления камеры к голове. Но для начала давайте поговорим о шаре.

kirk-bh1a

Для удобства компоновки шар должен вращаться без усилий. Понятие "без усилий" довольно субъективное и потому в хороших шаровых головах есть регулировка этого усилия. То есть можно подобрать под себя. Индивидуально. Но гораздо важнее, чтобы после зажатия шара специальным рычагом камера оставалась в выбранном вами положении. Не почти оставалась, не "вроде бы", а именно так и не иначе. На плохих шаровых головах камера после фиксации шара слегка "проседает". Чуть-чуть. Под весом камеры и объектива. Но это "чуть-чуть" способно полностью разрушить вашу композицию. Хорошо, если вы снимаете широкоугольным объективом и это будет действительно "чуть-чуть". А если вы снимаете телевиком - тогда даже небольшое "проседание" может привести к глобальному изменению вашего кадрирования. Что очень неприятно и после трех попыток начинает просто раздражать. Я знаю фотографов, которые даже умудряются вводить "упреждение" на это проседание. Это, конечно, можно назвать высшим пилотажем, но на самом деле надо просто сменить штативную голову на более качественную. И если ваша "проседает", то это вовсе не "фича", а "бага" (как говорят мои друзья-программисты). Что в переводе на человеческий язык означает: не стоит приспосабливаться к недостаткам - их надо исправлять.

Это зачем же они ее так крепят?

Думаю, что вы догадались, что пришло время поговорить о креплении камеры к голове. Для комфортной работы нужно, чтобы это было быстро, удобно и надежно. Существуют разные системы крепления, но я советую использовать ту, которая называется Арка Свис (Arca Swiss), по имени той компании, которая эту систему впервые выпустила на рынок. Сейчас уже многие производители используют такой механизм и он стал практически стандартом-де-факто в мире аксессуаров для фотографического оборудования. Что очень важно - вы можете купить компоненты своего оборудования у разных компаний, но если они заявляют, что поддерживают крепление Арка Свис, то у вас не должно быть проблем с совместимостью. По-крайней мере, в теории. И на практике я пока с такими проблемами не сталкивался.

RRS-B57-TOP
Крепление Арка Свис состоит из двух частей - площадки, которая крепится на камеру и ответной части, которая жестко соединена со штативной головой. Принцип прост - полозья на площадке попадают в пазы на голове и зажимаются винтом. Ну не обычным винтом, а таким рычагом в виде винта с утолщенной головкой. Хотя, винт - это уже классика. Почти как первая модель Жигулей. Ценится только любителями. Все остальные предпочитают использовать крепления с квик-релизом (от англиского quick release - быстрое освобождение) - это такой прижимной подпружиненый рычаг, перекинув который в одну сторону можно ослабить пазы, а в другую - намертво зажать. Быстро и удобно. Раз-раз. Пока они там свой классический винт крутят, мы уже: раз-раз. Убедил?
RRS-BG-E2_bottom
Итак, выбираем голову с креплением Арка Свис и с квик-релизом. Думаете все? Правильно, а как же без подвоха... Дело в том, что площадки, которые крепятся к камере бывают обыкновенные и типа L -брэкет (снова перевожу - скоба в виде буквы L). Что такое L-брэкет? Это площадка, которая похожа на уголок (как и буква L) и имеет полозья на каждой стороне угла. Для чего? Для удобства, конечно. Если вам нужно поменять расположение кадра с горизонтального на вертикальное, то достаточно просто ослабить квик-релиз, повернуть камеру на 90 градусов и снова зажать. Смотрите как быстро: раз-повернули-два. Раз-...-два. Для того, чтобы вы почувствовали разницу расскажу, как изменение формата с горизонтального на вертикальный кадр происходит без L-брэкета. Ответная часть для площадки крепится к шару обычно на стержне и для того, чтобы установить камеру в вертикальном положении нужно повернуть шар к тому месту, где для этого стержня есть специальный паз (иначе он упрется в обжимной механизм). Но это еще полбеды. Вторая часть проблемы в том, что камера при этом значительно опускается относительно уровня своего горизонтального положения. Теперь придется наклонятся, а может быть и регулировать высоту ног штатива. Не очень сложно, но не так удобно как с L-брэкетом. Согласитесь: раз-...-два.
RRS-BGE2L30

Есть у L-брэкета и еще одно преимущество, но оценить его вы сможете только если займетесь панорамостроением.

Кроме площадок под камеры бывают площадки и под объективы. Но это уже для больших объективов, обычно начиная с фокусного расстояния 200 мм. Такая площадка отличается от площадки для камеры только меньшим размером и тем, что крепится она к объективу - все тяжелые телевики имеют специальное крепление на корпусе (называется такое крепление "нога"), что позволяет устанавливать такую конструкцию на штатив в точке равновесия системы камера-объектив (если крепить к штативу камеру, то тяжелый объектив будет тянуть ее вниз). Конечно, можно открутить площадку от камеры и прикрутить ее к объективу, но гораздо проще иметь специализированную площадку под объектив. Это всего лишь вопрос удобства. Для очень тяжелых объективов (например, с фокусным расстоянием 500мм) производители голов и креплений даже выпускают специальные реплейсмент "ноги" (replacement - на замену). Такая "нога" почти идентична той, что идет в комплекте с объективом. Разница лишь в том, что у "родной" ноги в подошве винтовая резьба для крепления площадки, а у реплесмент ноги на краях подошвы - полозья. То есть эта нога сама по себе является площадкой, к ней не надо уже ничего прикручивать. Вооружаетесь ключами, отсоединяете от объектива "родную" ногу и устанавливаете на ее место реплейсмент. И забываете о площадке для этого объектива навсегда.

Если сами поменять не сумеете - пригласите хомо сапиенса. С ним точно получится.

Где талию делать будем?

RRS-BH55LR

Собственно с теорией о головах покончено. Есть еще пара общих соображений, которые вам стоит иметь ввиду при выборе штативной головы. Это вес... и вес. То есть вес самой головы и тот вес, на который голова рассчитана (то есть сможет удержать). Как рассчитывать вес для "удержания" мы уже обсуждали - берете самый тяжелый объектив и складываете с весом камеры. Ну для полной точности я бы сюда еще добавил вес спускового тросика и крышки для объектива. Ну а вес самой головы рассчитывать не нужно. Его нужно прибавлять к весу штатива, камеры и всего того, что вы собираетесь на своих плечах тащить на вершину Монблана. Ну или куда вы там все это собираетесь тащить... А, так вы будете возить это все в небольшом прицепе? Тогда проблем нет, может про этот параметр забыть.

Последнее время я пользуюсь головой и площадками от компании RRS - Really Right Stuff (что можно перевести как Чисто-Конкретно Правильные Прибамбасы). Название себя оправдывает - прибамбасы у компании действительно правильные. Флагман их продукции - это шаровая голова BH-55. Именно такой головой я пользуюсь последние три года. Ее достоинства - небольшой вес (всего 860 гм) и огромная выносливость (23 кг). Ну и, конечно, она никогда не "проседает". Проверено на практике.

RRS-BGE4-L-front-side

Существуют разные модификации этой головы - "классическая" версия с винтом, с квик-релизом (у меня именно такая - BH-55 LR), для использования с панорамным дополнением и т.д. Выбирайте на свой вкус. Если кто-то не согласится со мной, что 860 грамм - это небольшой вес, то я рекомендую обратить внимание на младшую модель этого семейства - голову BH-40. Эта голова уже весит всего 470 грамм, но может удержать только 8 килограмм. То есть ставить на нее камеру с объективом больше 400 мм я бы не рекомендовал. После того как вы выберите голову - стоит заняться подбором площадки для камеры. Вы можете взять простую или L-брэкет. Я, конечно, настоятельно рекомендую последний вариант. И в том и в другом случае необходимо выбирать площадку именно под конкретный тип камеры. Бывают, конечно, универсальные площадки, но они не так хороши. Потому что специализированная площадка плотно обхватит вашу камеру (что в принципе предотвратит прокручивание камеры на самой площадке - частое явление у универсальных особей). А специализированный L-брэкет будет еще иметь специальные выступы и вырезы, которые позволят не откручивая его менять аккумуляторы, подключать спусковой тросик и другие полезные удобства. Одним словом, не гонитесь за универсализмом. Хотя, если у вас несколько камер и вы хотите сэкономить, то покупка универсальной площадки или L-брэкета возможно имеет определенный смысл. Купив площадку для камеры стоит подумать и об "обувке"... То есть о площадках для объективов. А некоторым и "ноги" можно поменять.

Вот теперь вы вооружены до зубов. Хотя перед тем как идти на медведя, я бы еще задумался о панорамной голове. В том смысле, что ею вы точно от него отобьетесь: тяжеленная - просто жуть!

Мама, я панорамщика люблю!

manfrotto-303SPHfold_large

Хотя выбор панорамной головы можно делать и не по весу. А хотя бы по тому факту - собираетесь вы снимать панорамы или нет. В принципе, снимать простые панорамы можно и без специальной головы. Особенно если вы снимаете длиннофокусным объективом. С широкоугольным будет уже сложнее. Потому что для уменьшения искажений вращение камеры при панорамной съемке должно происходить вокруг так называемой нодальной точки. А на простой голове оно будет происходить вокруг оси, которая проходит через корпус камеры. Но нодальная точка находится где-то в районе крышечки для объектива (на самом деле чуть-чуть ближе к корпусу). И для того, чтобы вращать камеру вокруг этой точки панорамная голова имеет специальную штангу/рельсу которая позволяет вынести камеру назад и вращать именно вокруг этой пресловутой нодальной точки. Кроме этого панорамная голова еще имеет разметку по окружности основания, что позволяет видеть на сколько градусов был сделан поворот. А некоторые панорамные головы даже имеют специальный механизм, которым можно задать угол поворота при прохождении которого будет издаваться щелчок. Очень удобно - можно не смотреть на риски, а вращать до щелчка. Щелк-щелк. В смысле щелчок поворотного механизма - щелчок затвора. Еще один нюанс - для уменьшения искажений панорамы обычно снимают вертикальными кадрами. Поэтому правильная панорамная голова олжна позволять расположить камеру вертикально.

Если вернуться к классификации панорам, то бывают панорамы однорядные и многорядные. Однорядные состоят из одного ряда кадров, а многорядные... правильно, из нескольких. Если вы всерьез задумали заняться панорамами, то вам стоит обратить внимание на то, чтобы ваша панорамная голова позволяла снимать многорядные панорамы. Для этого она должна еще обеспечивать контролируемый наклон/подъем камеры. То есть иметь еще одну ось вращения. Такая голова довольно сложный и достаточно тяжелый прибор. Но на медведя можно ходить без раздумий.

arcatech-level-base

Обычные фотографы (не панорамщики) снимают в основном однорядные панорамы. На этом можно значительно сэкономить в плане веса. Идеальным вариантом на мой взгляд является панорамный комплект от уже знакомой нам компании RRS. Этот комплект состоит из основания и рельсы, которая позволяет установить камеру на нодальную точку. Единственно, чего данная система лишена - это задания угла поворота до щелчка. Но на мой взгляд - небольшая потеря за выигрыш в весе самой головы. В силу простоты конструкции данной системой можно снимать лишь с горизонтальным расположением камеры. Но только при использовании обычной площадки. А при использовании L-брэкета (помните я говорил о еще одном преимуществе?) можно снимать и вертикальные кадры.

manfrotto-303SPH_large

Еще для хорошей панорамы требуется, чтобы опора на которой стоит панорамная голова была горизонтальна. Чего на самом деле добиться не очень-то просто. Придется несколько раз разложить и сложить ноги штатива, чтобы получить "идеальный горизонт" на его площадке. Профессиональные панорамщики таскают с собой специальный механизм, который называется Leveling Base (Выравнивающая Площадка). Это такая прокладка между штативом и панорамной головой с помощью которой можно быстро добиться горизонтальности. Все хорошо, но такая штука тоже весит немало. Я решаю эту проблему проще - докупил к своей панорамной голове специальное крепление, которое позволяет мне крепить ее прямо наверх головы обычной. И моя простая голова в этой конфигурации теперь служит для выравнивания горизонта при панорамировании. Такая вот интересная комбинация получается.

Но если панорамы для вас всерьез и надолго, то советую обратить внимание на голову от компании Manfrotto: 303SPH - это очень серьезный инструмент. Да и весит немало - целых два килограмма. Панорамный комплект от RRS (Pano Elements Package) весит всего 470 грамм. К нему надо еще взять PCL-DVTL, чтобы использовать в связке с обычной головой (работает только для крепления Арка Свис). Для большой панорамной головы я бы посоветовал вам Выравнивающую Площадку от компании Arcatech - Acratech Leveling Base. Весит она всего 240 грамм, зато способна выдержать целых одиннадцать килограмм. То есть и панорамную голову, и камеру и даже тяжелый объектив. Но без крышечки.

(Если вы совсем ничего не поняли в главе про панорамы, то не расстраивайтесь - ваше время еще не пришло. Вам просто это пока еще не нужно. Когда вы узнаете что такое панорамы и как их снимают - можете вернуться к этой статье и перечитать в свете новых знаний и умений. К сожалению, я просто не могу обсуждать вопрос съемки и создания панорам в рамках этой статьи)

Ну и напоследок несколько слов о многообразии выбора. Хорошие головы делают не только в компании Правильных Прибамбасов. Очень хорошая шаровая голова у компании Kirk (я их уже упоминал, когда рассказывал про Виндоу Маунт), замечательные головы делает компания Arcatech - их голова V2 Ballhead просто произведение конструкторской мысли. Если вы много и часто снимаете тяжелым телевиком, то вам просто необходимо обратить внимание на продукцию семейной компании Wimberley. Только не берите шаровые головы от Manfrotto - они "проседают". Хотя и стоят намного дешевле. Если будете экономить, то потренируйтесь в "упреждении". Обычно компании, производящие головы делают и площадки для крепления камер и объективов. Наверное, имеет смысл брать все у одной компании. Хотя и не обязательно. Помните, что все они поддерживают крепление типа Арка Свис? Значит будут совместимы. В теории... А практика теперь полностью в ваших руках.

Copyright © Дмитрий Рудаков, 2007-2017